Scooter: Always Hardcore/07
© Макс Дакс, совместно с Робертом Дефконом: «Scooter: Always Hardcore». Перевод на русский язык: Олег Абарников. Литературный редактор: Ольга Попова. Технический консультант: Алексей Попов (Time is Up)
МАРК ШИЛКОВСКИ На сцене Эйч Пи невероятен. Он — одна из немногих техно-звёзд, которых узнают на улице. У него очень мощная энергетика. И в жизни, и на концерте.
ФРАНК ЛОТАР ЛАНГЕ Первыми на сцену выходят Рик и другой клавишник. Рик запускает интро, открывающее шоу. Третьим выходит Эйч Пи — помню, он всегда стоял в паре метрах от края сцены, чтобы оценить расстояние, которое ему нужно преодолеть.
МОЗЕС ПЕЛАМ На концерте Scooter с правой и левой стороны сцены стоят две вышки с клавиатурами, за которыми что-то делается, я не совсем уверен, что именно, если честно. Эйч Пи окружают танцовщицы, которые периодически ускользают со сцены, переодеваются и возвращаются в нужный момент. Я лично никогда не бывал на рейвах, но где-то так я их и вижу. Всё шоу Scooter сопровождается различными эффектами, фейерверками и светом. Всё делается очень профессионально, не сомневайтесь.
КАЙ БУСЕ Если вы когда-либо видели живое выступление Scooter, то понимаете, что сердце Scooter — это Эйч Пи, и только он. Он прирождённый шоумен. Каждый раз он производит на меня огромное впечатление. Немногие способны контролировать публику так же, как он. Эйч Пи — это причина, по которой люди следуют за Scooter по всему миру, и это действительно происходит повсюду.
ЙЕНС ТЕЛЕ Эйч Пи — крутой фронтмен. Он всегда держит шоу в своих руках. Напротив, позиции за клавиатурами незначительны, на сцене они стоят вообще в тени. Однажды в Литве я впрыгнул на место Рика, опаздывающего к началу. Тогда речь шла о такой куче бабла, что я сказал: «Тогда я сам встану туда». Разумеется, это тоже сложная работа, но всё же лицо группы — это Эйч Пи.
ШТЕФАН БОЙТЛЕР Scooter — в некотором смысле техно-рок-группа, чьи шоу за эти годы становились всё более профессиональными по мере выхода каждого нового хита. Узнавание бренда выражается в том, что люди танцуют без перерыва даже на стульях. Scooter уделяют большое внимание эффектам, танцовщицам, пиротехнике. Выходит своего рода музыкальный эквивалент живенько смонтированного остросюжетного фильма, где есть гонки на автомобилях, пальба и взрывы, драки, рискованные трюки, изредка прерываемые любовными сценами. И снова — взрывы и отчаянные прыжки с небоскрёба.
ЙЕНС ТЕЛЕ Время от времени Эйч Пи нужен перерыв, поскольку никто не может выступать по два часа без передышки. Поэтому в выступлении Scooter всегда присутствуют инструментальные вещи, и когда они звучат, другие участники группы выдвигаются на передний план. У Эйч Пи появляются три-четыре минуты на отдых, которые он использует, чтобы подышать свежим воздухом и переодеться. Он не сидит на стуле и не толкает байки.
МИХАЭЛЬ СИМОН Всякий раз, когда мы играем какую-нибудь спокойную песню, чувствуется, насколько сильно ошарашены поклонники. Эйч Пи нравятся такие моменты, не в последнюю очередь потому, что находиться на сцене всё время очень для него утомительно. Даже в большом спорте каждому нужна передышка. Но люди всё равно требуют его энергию: прыгают, танцуют, вскидывают руки. Нет ничего, что они любили бы больше команд Эйч Пи, навроде этих: «Теперь вы все должны похлопать!» или «Теперь все кричат!» — и они все их выполняют. Эйч Пи может лишь повести рукой, и всё будет сделано. Люди выкладываются на нашем концерте так сильно, что подобного я не видел даже на футбольном матче.
МАРК ШИЛКОВСКИ
Концерт Scooter попадает под категорию «преобразования энергии».
РИК ДЖОРДАН Во время первого супер-шоу Bravo в дортмундском «Вестфаленхалле» мы выступали перед 12 000 человек. Это может давить. Думаешь: «Только бы не ошибиться, не споткнуться, не опрокинуть нечаянно инструмент».
МИХАЭЛЬ СИМОН Чем больше людей в зале, тем лучше я себя чувствую — благодаря их энергетике. Выходя на сцену, я всегда удивляюсь, как же много народу способен вместить зал, где мы уже столько раз выступали. Я поднимаюсь по лестнице, оглядываюсь и думаю о том, какая большая толпа пришла посмотреть на нас. Это не перестаёт меня впечатлять.
РИК ДЖОРДАН В некоторых местах уровень шума ограничен. В Швейцарии с этим особенно плохо. Там музыка на сцене орёт сильнее, чем в зале. Но мне для отрыва нужен крайне громкий звук. Он придаёт мне сил. Я понял это ещё в школе, когда приходил домой из школы и играл на гитаре, то всегда поворачивал ручку на усилителе до упора. Это побуждает меня к действию. И людей в зале тоже. А иначе искра не вспыхнет. Людей торкает громкая музыка, и в первую очередь отдающийся в подложечке качёвый бас, который заставляет вскидывать руки навстречу свободе.
ЙЕНС ТЕЛЕ Сейчас мы работаем в живую с ноутбуком. Можно долго философствовать о том, что является живым звуком, а что нет. Вот музыка, которую делает Пауль Калькбреннер, живая? Технологии ушли так далеко вперёд, что ничего нельзя сказать определённо. Так или иначе, на пианино Рик всегда играет вживую.
РИК ДЖОРДАН В самом начале, когда Scooter были ещё абсолютно неорганизованны, мы частично выступали под фонограмму на цифровой аудиоленте (DAT). На каждом третьем или четвёртом концерте музыка прерывалась с отвратительным треском. Мы никогда не знали, пройдёт ли сегодня всё хорошо или что-то не заладится. Как группа, которая не использует гитару, басовые, ударные инструменты, мы сильно зависим от электроники. Но так как я отвечаю за звук, у меня всегда есть запасной план на тот случай, если что-то пойдёт не так. Когда нужно, я могу сыграть вживую пару аккордов или выстроить специальный плавный переход — а затем уж всё продолжается, как было задумано.
ЭЙЧ ПИ БАКСТЕР Бац!.. и иногда сгорает предохранитель. Когда у нас тотальные перебои в подаче электроэнергии, даже если микрофон мёртвый, но есть надежды на продолжение концерта, всегда срабатывает такой трюк: я начинаю запевать мелодию с первыми рядами зрителей, разумеется, очень громко и чётко, и в какой-то момент со мной поёт уже весь зал. Но если вокруг полная темнота и не видно даже собственной вытянутой руки, мы прерываем концерт до тех пор, пока проблема не будет устранена. Потом мы обязательно просим прощения у публики за доставленные неудобства и возобновляем выступление. А бывало так, что я объявлял одну песню, а играть начинала другая. Мне лишь остаётся надеяться, что никто этого не заметил. В первую очередь важно самому сохранять невозмутимость. Мне нужно быстро переключиться. Ещё иногда Рик слишком быстро переходит к новой композиции. Но такие маленькие аварии вряд ли способны испортить мне настроение.
ЙЕНС ТЕЛЕ
Рик всегда внимательно следит за тем, чтобы его вступления начинались с точностью до десятой доли секунды. Когда Эйч Пи говорит, что можно начинать, он выходит и тут же включается музыка.
ЯН ДИЛЕЙ Из-за того, что музыка на концертах Scooter программируется заранее, выступление поначалу кажется скованным. Но поскольку оно максимально насыщено и динамично, это впечатление вскоре исчезает. Насыщенность сглаживает все шероховатости. Едва Эйч Пи заканчивает свои послания, как в уши врывается мощный музыкальный поток[1]. В каждой песне есть этот драйвовый момент, когда аранжировка стихает, уступая место мелодии или голосу, и все в зале вскидывают руки вверх. После 4, 8, 12 или 16 тактов снова следует удар бочки, и всё продолжается.
ХОЛЬГЕР ШТОРМ Когда-то, когда Scooter ещё халтурили на дискотеках, речи о пирошоу, разумеется, не шло. Они начались только в конце девяностых.
ЭЙЧ ПИ БАКСТЕР Оглядываясь назад, я понимаю, что наши первые пиро-эффекты были детским садом по сравнению с тем, как мы зажигаем теперь. В истории группы был период, когда денег на пиротехнику мы тратили больше, чем получали с продаж билетов. И всё же это было выгодно, так как концерты служили инструментом дальнейшей раскрутки и без того невероятно продававшихся дисков. «Пальба и взрывы» стали выгодной инвестицией. Сегодня ситуация, конечно, совсем другая.
КАЙ БУСЕ Пирошоу — чрезвычайно важный и даже незаменимый элемент шоу. Если в какой-нибудь стране нам не позволяли его использовать, всегда поднималась шумиха. Мы всерьёз подумывали о том, чтобы вовсе отменить концерт. В России, например, и сейчас нельзя применять пиротехнику.
ЯН ДИЛЕЙ
Тот, у кого есть деньги, делает пирошоу. Тот, у кого есть деньги, делает светодиодное шоу. У людей должна быть возможность что-то придумать. Но для меня пирошоу никогда не имело решающего значения в успехе концертов Scooter.
МАРК ШИЛКОВСКИ Голландские танцовщицы гоу-гоу и пиротехника всегда были для меня только украшением, фоном, аперитивом.
ЭЙЧ ПИ БАКСТЕР Но взрывы — это же так круто! Разве нет?! Такие фантастические ощущения мы переживали разве что в детстве, когда украдкой наблюдали за большим фейерверком. По-моему, это то же самое. Любая публика обожает пиротехнику.
РИК ДЖОРДАН А я тоже фанат пирошоу. Люблю весь этот треск. В странах типа России, где пирошоу запрещены, мне его недостаёт: момент приходит, а пирошоу нет! Взрывы придают выступлению дополнительную глубину и силу.
ЭЙЧ ПИ БАКСТЕР Если нет пальбы и взрывов, атмосфера в зале совершенно иная. Если мы выступаем в странах, где пиротехника на концертах запрещена законом, то в качестве своеобразной компенсации пускаем в аудиторию и на сцену клубы искусственного тумана. Но это неполноценная замена. Я уже настолько привык к грохоту на наших концертах, что когда его нет, я ощущаю что-то вроде фантомной боли. Однажды произошёл очень досадный инцидент: загорелась одна из моих очень дорогих шуб, которую ассистент положил слишком близко к огнемёту. Но ничего серьёзнее никогда не случалось, никому никакого ущерба пиротехника не приносила, и уж тем более ничьё здоровье ни разу не пострадало.
ЙЕНС ТЕЛЕ Пиротехника — это один из важных элементов шоу Scooter. Эйч Пи воспринимает её несколько иначе, чем я. Я уже говорил как-то, что как по мне, так пирошоу оттесняет на второй план собственно творчество. Иногда у меня складывалось впечатление, что при помощи большого пирошоу Эйч Пи хочет привлечь внимание к некоторым не самым великим хитам. Иногда это принимало уже абсурдные формы. На вручении наград VIVA Komet Эйч Пи выступал с не очень успешной песней, и пиротехника грохотала так, что песню вообще невозможно было расслышать. А группа была полностью окутана туманом. Просто сюр. Три минуты пирошоу за 5000 евро.
ЯН ДИЛЕЙ Первый свой концерт Scooter я смотрел со всех углов, поскольку мне хотелось всё-всё разглядеть. И в итоге меня чуточку расстроило то, что в толпе я видел мало таких же людей, как я — не фанатов, а заинтересованных феноменом людей, пришедших посмотреть на группу, которая так сильно выделяется из всего этого пластикового поп-цирка. Там были только тупые пьяные типы. Так мне тогда показалось. Ведь такие люди очень шумные и сильно привлекают к себе внимание.
ШТЕФАН БОЙТЛЕР Знали бы вы, скольким людям я помог с билетами на концерт, и они смогли насладиться шоу. Они круто оторвались, получили удовольствие и потом в восторге звонили мне. На концерты приезжают поклонники со всех уголков страны, многие из-за рубежа. Часто они надевают одинаковые футболки, как тургруппы, выезжающие на футбольные матчи или как участники мальчишника. Иногда на концерты приезжают целыми семьями.
МОЗЕС ПЕЛАМ Понятно, что у группы с такой долгой историей есть поклонники, которые просто воздают должное своей молодости, возвращаясь в её времена с песнями Scooter, и потому находятся в некотором отрыве от остальной публики. Им необязательно ждать какую-то новую песню от Scooter, а важно совершить путешествие во времени, в тот момент, когда какая-то песня сопровождала их по жизни.
МАРК ШИЛКОВСКИ Публика Scooter всегда была разношёрстной. На концертах можно встретить самых разных людей: от деток, этого электронного авангарда, до их родителей. Многие приезжают из провинции, так как хотят увидеть Scooter на больших площадках.
МОЗЕС ПЕЛАМ Сегодня средний возраст посетителя концертов Scooter — чуть больше 30 лет.
ЙОКО ВИНТЕРШАЙДТ Бывает, можно натолкнуться на такого поклонника скутеровского хардкора: мужчина в белой рубашке, в синем пиджаке с золотыми пуговицами, красных брюках и светло-коричневой кожаной обуви. И в конце он валяется, весь потный и полный счастья.
ЭЙЧ ПИ БАКСТЕР Но в первую очередь замечаешь, понятно, тех, кто горланит громче других.
ЯН ДИЛЕЙ Это тусовщики. Они приезжают с отшиба в Северном Рейне-Вестфалии, проделывая долгий путь для того, чтобы попасть на концерт Scooter в Гамбург. Они хотят оторваться по полной. Уверен, что есть среди них и другие люди, но в массе своей они именно такие.
МИХАЭЛЬ СИМОН Основная причина, по которой на концерты приходит так много людей, готовых выкладываться полностью на протяжении двух часов, — это энергетический обмен. Водитель автобуса рассказал мне как-то, что люди по дороге домой в автобусе также радовались и веселились, как и в пути на сам концерте. Они приезжают к нам, подпевают и наслаждаются, а потом возвращаются домой, как после спортивной тренировки: обессилевшими и абсолютно счастливыми. Бывают такие шоу, на которые люди приходят ради пары красивых песен во всей двухчасовой программе и сидят среди других зрителей в ожидании этих нескольких хитов. У Scooter всё совершенно иначе.
МАРК ШИЛКОВСКИ Сравните живые выступления Scooter с выступлениями других представителей техно-сцены и электронной сцены вообще. У большинства таких групп вообще не бывает никаких шоу. Они смотрят на экраны своих портативных компьютеров, как будто обновляя профиль в «Фейсбуке», и просто стоят в одной позе. А Scooter динамичны, будоражат и наполняют энергией.
ФРАНК ЛОТАР ЛАНГЕ Я своими глазами видел восторг заграничной публики — на сцене, рядом со сценой и за ней. Когда я рассказывал об этом моим немецким друзьям, они лишь устало улыбались. Тогда я всегда им говорил: «Катитесь к чёрту. Съездите разок в Исландию или Россию — и всё сами увидите».
МАРК ШИЛКОВСКИ Это необыкновенный талант, пожалуй, можно даже сказать дар — заряжать людей энергией. После двухчасового концерта Scooter ты покидаешь зал другим человеком. В то же время должен признать, что слушать Scooter дома мне никогда не хотелось.
ЗАБАВНЫЙ РАССКАЗ
АМНЕЗИЯ ОТСТУПАЕТ
Кто хорошо работает — тот хорошо отдыхает, эта фраза могла бы стать девизом группы. Потребность в удовольствии у Scooter всегда очень велика. После хорошего шоу Эйч Пи радостно провозглашает «обязательную пьянку»[2] — и вся команда должна идти с ним. Часто тусовка затягивается вплоть до самого утра. До сих пор не могу вспомнить, как доехал после одной из таких ночных пьянок из Санкт-Петербурга в Москву.
Впервые по-настоящему безумная история приключилась со мной в североирландском городке Портстьюарте. Когда мы приехали в клуб, то увидели сцену 4 на 2 метра с перегородкой в передней части, маленькие динамики слева и справа и 6 парблайзеров[3], которые стояли на земле. Промоутер сказал, что они могут предоставить нам только это. После совещания с группой и Каем, тур-менеджером группы в то время, мы решили отменить шоу. И тогда у меня возникла логистическая проблема: как нам покинуть клуб и унести своё оборудование. Я подключил ирландскую полицию; две сильно бронированные машины несли пост рядом с боковым выходом клуба, велись секретные переговоры; открылась дверь, и мы спешно погрузили инструменты в микроавтобус. Клавиатуры мы вообще сваливали в одну кучу. Не успели мы закончить, как перед клубом появились фанаты, и в фургончик Scooter полетели пивные бутылки. Мы подбежали к такси, которое уже ждало нас, запрыгнули в него в лучших традициях боевиков и заорали: «Hit the throttle» («Дави на газ!»). Мы сочли за лучшее покинуть Северную Ирландию и сбежали в Дублин.
От МАРКУСА ПОЛЯ
Примечания
Scooter: Always Hardcore |
|
---|---|
Глава 1: РЕЙВ · Глава 2: HYPER HYPER · Глава 3: ПАРАД НЕНАВИСТИ · Глава 4: ИСТОРИЧЕСКИЙ ГОД 1993/94 · Глава 5: ГАМБУРГСКИЙ ДАДА · Глава 6: РАЗОГРЕВ · Глава 7: ПИРОШОУ · Глава 8: ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПЬЯНКА · Глава 9: КУРС НА ВОСТОК · Глава 10: ПРОЖЕКТОР 70 · Глава 11: ЗОВ ШЕФФИЛДА · Глава 12: ОТКЛЮЧЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА · Глава 13: ARE YOU H.P.? · Глава 14: КАТАПУЛЬТИРУЕМОЕ КРЕСЛО · Глава 15: ЯГУАР · Глава 16: БЕСЕДА Подписи к фотографиями · Информация об авторах и прочее © Макс Дакс, совместно с Робертом Дефконом: «Scooter: Always Hardcore». Перевод на русский язык: Олег Абарников. Литературный редактор: Ольга Попова. Музыкальный консультант: Алексей Попов (Time is Up) Сканы книги в Контакте |