Чемпион Южной Америки 1916 Чемпион Южной Америки 1917 Чемпион Южной Америки 1920 Чемпион Южной Америки 1923 Олимпийский чемпион и чемпион мира среди любителей 1924 Чемпион Южной Америки 1924 Чемпион Южной Америки 1926 Олимпийский чемпион и чемпион мира среди любителей 1928 Чемпион мира 1930 Чемпион Южной Америки 1935 Чемпион Южной Америки 1942 Чемпион мира 1950 Чемпион Южной Америки 1956 Чемпион Южной Америки 1959 (Эквадор) Чемпион Южной Америки 1967 Победитель Мундиалито 1980-81 Победитель Кубка Америки 1983 Победитель Кубка Америки 1987 Победитель Кубка Америки 1995 Победитель Кубка Америки 2011

Scooter: Always Hardcore/07

Материал из CelestePedia
Перейти к: навигация, поиск

© Макс Дакс, совместно с Робертом Дефконом: «Scooter: Always Hardcore». Перевод на русский язык: Олег Абарников. Литературный редактор: Ольга Попова. Технический консультант: Алексей Попов (Time is Up)

Глава 7: ПИРОШОУ

МАРК ШИЛКОВСКИ На сцене Эйч Пи невероятен. Он — одна из немногих техно-звёзд, которых узнают на улице. У него очень мощная энергетика. И в жизни, и на концерте.

ФРАНК ЛОТАР ЛАНГЕ Первыми на сцену выходят Рик и другой клавишник. Рик запускает интро, открывающее шоу. Третьим выходит Эйч Пи — помню, он всегда стоял в паре метрах от края сцены, чтобы оценить расстояние, которое ему нужно преодолеть.


МОЗЕС ПЕЛАМ На концерте Scooter с правой и левой стороны сцены стоят две вышки с клавиатурами, за которыми что-то делается, я не совсем уверен, что именно, если честно. Эйч Пи окружают танцовщицы, которые периодически ускользают со сцены, переодеваются и возвращаются в нужный момент. Я лично никогда не бывал на рейвах, но где-то так я их и вижу. Всё шоу Scooter сопровождается различными эффектами, фейерверками и светом. Всё делается очень профессионально, не сомневайтесь.

КАЙ БУСЕ Если вы когда-либо видели живое выступление Scooter, то понимаете, что сердце Scooter — это Эйч Пи, и только он. Он прирождённый шоумен. Каждый раз он производит на меня огромное впечатление. Немногие способны контролировать публику так же, как он. Эйч Пи — это причина, по которой люди следуют за Scooter по всему миру, и это действительно происходит повсюду.

ЙЕНС ТЕЛЕ Эйч Пи — крутой фронтмен. Он всегда держит шоу в своих руках. Напротив, позиции за клавиатурами незначительны, на сцене они стоят вообще в тени. Однажды в Литве я впрыгнул на место Рика, опаздывающего к началу. Тогда речь шла о такой куче бабла, что я сказал: «Тогда я сам встану туда». Разумеется, это тоже сложная работа, но всё же лицо группы — это Эйч Пи.

ШТЕФАН БОЙТЛЕР Scooter — в некотором смысле техно-рок-группа, чьи шоу за эти годы становились всё более профессиональными по мере выхода каждого нового хита. Узнавание бренда выражается в том, что люди танцуют без перерыва даже на стульях. Scooter уделяют большое внимание эффектам, танцовщицам, пиротехнике. Выходит своего рода музыкальный эквивалент живенько смонтированного остросюжетного фильма, где есть гонки на автомобилях, пальба и взрывы, драки, рискованные трюки, изредка прерываемые любовными сценами. И снова — взрывы и отчаянные прыжки с небоскрёба.

ЙЕНС ТЕЛЕ Время от времени Эйч Пи нужен перерыв, поскольку никто не может выступать по два часа без передышки. Поэтому в выступлении Scooter всегда присутствуют инструментальные вещи, и когда они звучат, другие участники группы выдвигаются на передний план. У Эйч Пи появляются три-четыре минуты на отдых, которые он использует, чтобы подышать свежим воздухом и переодеться. Он не сидит на стуле и не толкает байки.

МИХАЭЛЬ СИМОН Всякий раз, когда мы играем какую-нибудь спокойную песню, чувствуется, насколько сильно ошарашены поклонники. Эйч Пи нравятся такие моменты, не в последнюю очередь потому, что находиться на сцене всё время очень для него утомительно. Даже в большом спорте каждому нужна передышка. Но люди всё равно требуют его энергию: прыгают, танцуют, вскидывают руки. Нет ничего, что они любили бы больше команд Эйч Пи, навроде этих: «Теперь вы все должны похлопать!» или «Теперь все кричат!» — и они все их выполняют. Эйч Пи может лишь повести рукой, и всё будет сделано. Люди выкладываются на нашем концерте так сильно, что подобного я не видел даже на футбольном матче.


МАРК ШИЛКОВСКИ
Концерт Scooter попадает под категорию «преобразования энергии».

РИК ДЖОРДАН Во время первого супер-шоу Bravo в дортмундском «Вестфаленхалле» мы выступали перед 12 000 человек. Это может давить. Думаешь: «Только бы не ошибиться, не споткнуться, не опрокинуть нечаянно инструмент».

МИХАЭЛЬ СИМОН Чем больше людей в зале, тем лучше я себя чувствую — благодаря их энергетике. Выходя на сцену, я всегда удивляюсь, как же много народу способен вместить зал, где мы уже столько раз выступали. Я поднимаюсь по лестнице, оглядываюсь и думаю о том, какая большая толпа пришла посмотреть на нас. Это не перестаёт меня впечатлять.

РИК ДЖОРДАН В некоторых местах уровень шума ограничен. В Швейцарии с этим особенно плохо. Там музыка на сцене орёт сильнее, чем в зале. Но мне для отрыва нужен крайне громкий звук. Он придаёт мне сил. Я понял это ещё в школе, когда приходил домой из школы и играл на гитаре, то всегда поворачивал ручку на усилителе до упора. Это побуждает меня к действию. И людей в зале тоже. А иначе искра не вспыхнет. Людей торкает громкая музыка, и в первую очередь отдающийся в подложечке качёвый бас, который заставляет вскидывать руки навстречу свободе.

ЙЕНС ТЕЛЕ Сейчас мы работаем в живую с ноутбуком. Можно долго философствовать о том, что является живым звуком, а что нет. Вот музыка, которую делает Пауль Калькбреннер, живая? Технологии ушли так далеко вперёд, что ничего нельзя сказать определённо. Так или иначе, на пианино Рик всегда играет вживую.

РИК ДЖОРДАН В самом начале, когда Scooter были ещё абсолютно неорганизованны, мы частично выступали под фонограмму на цифровой аудиоленте (DAT). На каждом третьем или четвёртом концерте музыка прерывалась с отвратительным треском. Мы никогда не знали, пройдёт ли сегодня всё хорошо или что-то не заладится. Как группа, которая не использует гитару, басовые, ударные инструменты, мы сильно зависим от электроники. Но так как я отвечаю за звук, у меня всегда есть запасной план на тот случай, если что-то пойдёт не так. Когда нужно, я могу сыграть вживую пару аккордов или выстроить специальный плавный переход — а затем уж всё продолжается, как было задумано.


ЭЙЧ ПИ БАКСТЕР Бац!.. и иногда сгорает предохранитель. Когда у нас тотальные перебои в подаче электроэнергии, даже если микрофон мёртвый, но есть надежды на продолжение концерта, всегда срабатывает такой трюк: я начинаю запевать мелодию с первыми рядами зрителей, разумеется, очень громко и чётко, и в какой-то момент со мной поёт уже весь зал. Но если вокруг полная темнота и не видно даже собственной вытянутой руки, мы прерываем концерт до тех пор, пока проблема не будет устранена. Потом мы обязательно просим прощения у публики за доставленные неудобства и возобновляем выступление. А бывало так, что я объявлял одну песню, а играть начинала другая. Мне лишь остаётся надеяться, что никто этого не заметил. В первую очередь важно самому сохранять невозмутимость. Мне нужно быстро переключиться. Ещё иногда Рик слишком быстро переходит к новой композиции. Но такие маленькие аварии вряд ли способны испортить мне настроение.

ЙЕНС ТЕЛЕ
Рик всегда внимательно следит за тем, чтобы его вступления начинались с точностью до десятой доли секунды. Когда Эйч Пи говорит, что можно начинать, он выходит и тут же включается музыка.

ЯН ДИЛЕЙ Из-за того, что музыка на концертах Scooter программируется заранее, выступление поначалу кажется скованным. Но поскольку оно максимально насыщено и динамично, это впечатление вскоре исчезает. Насыщенность сглаживает все шероховатости. Едва Эйч Пи заканчивает свои послания, как в уши врывается мощный музыкальный поток[1]. В каждой песне есть этот драйвовый момент, когда аранжировка стихает, уступая место мелодии или голосу, и все в зале вскидывают руки вверх. После 4, 8, 12 или 16 тактов снова следует удар бочки, и всё продолжается.

ХОЛЬГЕР ШТОРМ Когда-то, когда Scooter ещё халтурили на дискотеках, речи о пирошоу, разумеется, не шло. Они начались только в конце девяностых.

ЭЙЧ ПИ БАКСТЕР Оглядываясь назад, я понимаю, что наши первые пиро-эффекты были детским садом по сравнению с тем, как мы зажигаем теперь. В истории группы был период, когда денег на пиротехнику мы тратили больше, чем получали с продаж билетов. И всё же это было выгодно, так как концерты служили инструментом дальнейшей раскрутки и без того невероятно продававшихся дисков. «Пальба и взрывы» стали выгодной инвестицией. Сегодня ситуация, конечно, совсем другая.

КАЙ БУСЕ Пирошоу — чрезвычайно важный и даже незаменимый элемент шоу. Если в какой-нибудь стране нам не позволяли его использовать, всегда поднималась шумиха. Мы всерьёз подумывали о том, чтобы вовсе отменить концерт. В России, например, и сейчас нельзя применять пиротехнику.


ЯН ДИЛЕЙ
Тот, у кого есть деньги, делает пирошоу. Тот, у кого есть деньги, делает светодиодное шоу. У людей должна быть возможность что-то придумать. Но для меня пирошоу никогда не имело решающего значения в успехе концертов Scooter.

МАРК ШИЛКОВСКИ Голландские танцовщицы гоу-гоу и пиротехника всегда были для меня только украшением, фоном, аперитивом.

ЭЙЧ ПИ БАКСТЕР Но взрывы — это же так круто! Разве нет?! Такие фантастические ощущения мы переживали разве что в детстве, когда украдкой наблюдали за большим фейерверком. По-моему, это то же самое. Любая публика обожает пиротехнику.

РИК ДЖОРДАН А я тоже фанат пирошоу. Люблю весь этот треск. В странах типа России, где пирошоу запрещены, мне его недостаёт: момент приходит, а пирошоу нет! Взрывы придают выступлению дополнительную глубину и силу.

ЭЙЧ ПИ БАКСТЕР Если нет пальбы и взрывов, атмосфера в зале совершенно иная. Если мы выступаем в странах, где пиротехника на концертах запрещена законом, то в качестве своеобразной компенсации пускаем в аудиторию и на сцену клубы искусственного тумана. Но это неполноценная замена. Я уже настолько привык к грохоту на наших концертах, что когда его нет, я ощущаю что-то вроде фантомной боли. Однажды произошёл очень досадный инцидент: загорелась одна из моих очень дорогих шуб, которую ассистент положил слишком близко к огнемёту. Но ничего серьёзнее никогда не случалось, никому никакого ущерба пиротехника не приносила, и уж тем более ничьё здоровье ни разу не пострадало.

ЙЕНС ТЕЛЕ Пиротехника — это один из важных элементов шоу Scooter. Эйч Пи воспринимает её несколько иначе, чем я. Я уже говорил как-то, что как по мне, так пирошоу оттесняет на второй план собственно творчество. Иногда у меня складывалось впечатление, что при помощи большого пирошоу Эйч Пи хочет привлечь внимание к некоторым не самым великим хитам. Иногда это принимало уже абсурдные формы. На вручении наград VIVA Komet Эйч Пи выступал с не очень успешной песней, и пиротехника грохотала так, что песню вообще невозможно было расслышать. А группа была полностью окутана туманом. Просто сюр. Три минуты пирошоу за 5000 евро.


ЯН ДИЛЕЙ Первый свой концерт Scooter я смотрел со всех углов, поскольку мне хотелось всё-всё разглядеть. И в итоге меня чуточку расстроило то, что в толпе я видел мало таких же людей, как я — не фанатов, а заинтересованных феноменом людей, пришедших посмотреть на группу, которая так сильно выделяется из всего этого пластикового поп-цирка. Там были только тупые пьяные типы. Так мне тогда показалось. Ведь такие люди очень шумные и сильно привлекают к себе внимание.

ШТЕФАН БОЙТЛЕР Знали бы вы, скольким людям я помог с билетами на концерт, и они смогли насладиться шоу. Они круто оторвались, получили удовольствие и потом в восторге звонили мне. На концерты приезжают поклонники со всех уголков страны, многие из-за рубежа. Часто они надевают одинаковые футболки, как тургруппы, выезжающие на футбольные матчи или как участники мальчишника. Иногда на концерты приезжают целыми семьями.

МОЗЕС ПЕЛАМ Понятно, что у группы с такой долгой историей есть поклонники, которые просто воздают должное своей молодости, возвращаясь в её времена с песнями Scooter, и потому находятся в некотором отрыве от остальной публики. Им необязательно ждать какую-то новую песню от Scooter, а важно совершить путешествие во времени, в тот момент, когда какая-то песня сопровождала их по жизни.

МАРК ШИЛКОВСКИ Публика Scooter всегда была разношёрстной. На концертах можно встретить самых разных людей: от деток, этого электронного авангарда, до их родителей. Многие приезжают из провинции, так как хотят увидеть Scooter на больших площадках.

МОЗЕС ПЕЛАМ Сегодня средний возраст посетителя концертов Scooter — чуть больше 30 лет.

ЙОКО ВИНТЕРШАЙДТ Бывает, можно натолкнуться на такого поклонника скутеровского хардкора: мужчина в белой рубашке, в синем пиджаке с золотыми пуговицами, красных брюках и светло-коричневой кожаной обуви. И в конце он валяется, весь потный и полный счастья.

ЭЙЧ ПИ БАКСТЕР Но в первую очередь замечаешь, понятно, тех, кто горланит громче других.

ЯН ДИЛЕЙ Это тусовщики. Они приезжают с отшиба в Северном Рейне-Вестфалии, проделывая долгий путь для того, чтобы попасть на концерт Scooter в Гамбург. Они хотят оторваться по полной. Уверен, что есть среди них и другие люди, но в массе своей они именно такие.


МИХАЭЛЬ СИМОН Основная причина, по которой на концерты приходит так много людей, готовых выкладываться полностью на протяжении двух часов, — это энергетический обмен. Водитель автобуса рассказал мне как-то, что люди по дороге домой в автобусе также радовались и веселились, как и в пути на сам концерте. Они приезжают к нам, подпевают и наслаждаются, а потом возвращаются домой, как после спортивной тренировки: обессилевшими и абсолютно счастливыми. Бывают такие шоу, на которые люди приходят ради пары красивых песен во всей двухчасовой программе и сидят среди других зрителей в ожидании этих нескольких хитов. У Scooter всё совершенно иначе.

МАРК ШИЛКОВСКИ Сравните живые выступления Scooter с выступлениями других представителей техно-сцены и электронной сцены вообще. У большинства таких групп вообще не бывает никаких шоу. Они смотрят на экраны своих портативных компьютеров, как будто обновляя профиль в «Фейсбуке», и просто стоят в одной позе. А Scooter динамичны, будоражат и наполняют энергией.

ФРАНК ЛОТАР ЛАНГЕ Я своими глазами видел восторг заграничной публики — на сцене, рядом со сценой и за ней. Когда я рассказывал об этом моим немецким друзьям, они лишь устало улыбались. Тогда я всегда им говорил: «Катитесь к чёрту. Съездите разок в Исландию или Россию — и всё сами увидите».

МАРК ШИЛКОВСКИ Это необыкновенный талант, пожалуй, можно даже сказать дар — заряжать людей энергией. После двухчасового концерта Scooter ты покидаешь зал другим человеком. В то же время должен признать, что слушать Scooter дома мне никогда не хотелось.


ЗАБАВНЫЙ РАССКАЗ

АМНЕЗИЯ ОТСТУПАЕТ

Кто хорошо работает — тот хорошо отдыхает, эта фраза могла бы стать девизом группы. Потребность в удовольствии у Scooter всегда очень велика. После хорошего шоу Эйч Пи радостно провозглашает «обязательную пьянку»[2] — и вся команда должна идти с ним. Часто тусовка затягивается вплоть до самого утра. До сих пор не могу вспомнить, как доехал после одной из таких ночных пьянок из Санкт-Петербурга в Москву.

Впервые по-настоящему безумная история приключилась со мной в североирландском городке Портстьюарте. Когда мы приехали в клуб, то увидели сцену 4 на 2 метра с перегородкой в передней части, маленькие динамики слева и справа и 6 парблайзеров[3], которые стояли на земле. Промоутер сказал, что они могут предоставить нам только это. После совещания с группой и Каем, тур-менеджером группы в то время, мы решили отменить шоу. И тогда у меня возникла логистическая проблема: как нам покинуть клуб и унести своё оборудование. Я подключил ирландскую полицию; две сильно бронированные машины несли пост рядом с боковым выходом клуба, велись секретные переговоры; открылась дверь, и мы спешно погрузили инструменты в микроавтобус. Клавиатуры мы вообще сваливали в одну кучу. Не успели мы закончить, как перед клубом появились фанаты, и в фургончик Scooter полетели пивные бутылки. Мы подбежали к такси, которое уже ждало нас, запрыгнули в него в лучших традициях боевиков и заорали: «Hit the throttle» («Дави на газ!»). Мы сочли за лучшее покинуть Северную Ирландию и сбежали в Дублин.

От МАРКУСА ПОЛЯ

Примечания

  1. «Доска вокруг ушей», немецкая идиома
  2. «Barzwang» дословно — «принуждение к барной стойке», проще говоря, пьянка
  3. Параболический алюминиевый рефлектор, или PAR прожектор